Технологическая карта интегрированного урока истории и физики в 7 классе "Диффузия"
Технологическая карта интегрированного урока истории и физики в 7 классе "Диффузия"
Авторы: Брусиловская Елена Николаевна
и Коротаева Ирина Александровна
МБОУ «Средняя школа № 98», город Железногорск, Красноярский край
Цель: формирование знаний о явлении диффузии.
Задачи:
Образовательные:
сформировать:
· представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул.
· представление о том, что диффузия наблюдается в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества;
· представление о значении диффузии для неживой и живой природы.
Развивающие:
· учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка;
· развивать умения анализировать ходе эксперимента, на его основе формулировать логические выводы;
· развивать ассоциативное мышление.
Воспитательные:
· Формирование умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе.
· Повышение уровня экологического и эстетического воспитания учащихся.
Ход урока:
- Добрый день! Сегодня ребята у нас гости, поэтому попрошу их поприветствовать.
Начать урок хотелось бы со знакомств с таинственным древнем народе – этруски. По крупицам собирают археологи и историки сведения об этом народе, некогда заселявшем большую часть современной Италии. Расскажет нам о них и их достижениях.
(Демонстрируется презентация «Золото этрусков»)
Слайд 1.
Примерно к середине I тысячелетия до нашей эры их цивилизация достигла культурного и экономического расцвета. Грозную силу представляли собой этрусские города и в военном отношении. Но после изгнания в 510 году до нашей эры этрусских царей из Рима у этрусков в Италии появились в лице римлян опасные соперники. Длительные войны закончились через несколько столетий покорением этрусков, и в начале нашей эры они полностью растворились в пестрой массе народов Римской империи. От них остались лишь немногочисленные надписи надо сих пор не расшифрованном окончательно языке, отдельные памятники выдающегося развития ремесел и искусств и скупые сообщения римских авторов ...
Слайд 2.
При раскопках городов Этрурии археологам удалось найти самые разнообразные свидетельства высокого уровня развития угасшей цивилизации. Всеобщее восхищение вызвали ювелирные изделия этрусков, и среди них в первую очередь - так называемые гранулированные украшения, подлинные шедевры безымянных мастеров. Они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм золотых шариков. И как это удавалось мастерам долгие годы оставалось неизвестным.
Сегодня на уроке мы постараемся разгадать загадку: как же удавалось этрусским мастерам создавать такие ювелирные изделия?
Обратите внимание на доску (Любое знание желательно добыть опытным путём. Леонардо да Винчи).
Эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи.
Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.
Но сначала, мы вспомним, что такое явление, как устроено вещество. Откройте тетради, запишите число, классная работа
(Все вещества состоят из мельчайших частиц, чаще всего молекул, разделенных промежутками)
Отличается ли расположение молекул в различных состояниях вещества
(Г - далеко друг от друга, Ж – ближе, Т - вплотную)
Демонстрация 1:
В стакан налита вода, капнуть краской.
Вопросы:
1. Что мы наблюдаем?
(краска растворяется в воде, приобретает определенный цвет)
2. Подумайте, почему это происходит?
(Молекулы двигаются, и молекулы одного вещества проходят в промежутки между молекулами другого вещества, а так как они очень маленькие, то мы их не видим)
Давайте представим этот пример более наглядно: молекулы воды - это пшено (в стакане небольшое количество пшена), а молекулы краски - крашеное в красный цвет пшено (насыпать осторожно сверху). Между ними чёткая граница.
В. А что произойдёт, если я немного встряхну этот стакан - задам движение молекулам?
В. А другие вещества могут сами собой перемешиваться? (распространение духов)
3. Какие выводы мы можем сделать?
1. Молекулы двигаются бесконечно и хаотично.
2. Молекулы веществ перемешиваются самопроизвольно.
3. Причина этого – движение молекул.
Происходят изменения, следовательно, мы наблюдали явление, которое называется диффузия. Даем определение. Явление взаимного перемешивания молекул веществ, вследствие их движения получило название диффузия.
Выясним свойства диффузии:
- как происходит диффузия в газах;
- как происходит диффузия в жидкостях;
- в твёрдых телах. (ролик)
Почему в твердых веществах диффузия идет медленнее, чем в жидкостях и газах?
(т.к. в твердых телах промежутки между молекулами самые маленькие)
Зарядка для глаз.
А теперь, ребята, давайте выясним, от чего же зависит скорость диффузии? (2 группы)
Сделаем это опытным путем.
Учитель раздает карточки с экспериментальными заданиями (табл2,3), при выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с физическими приборами.
Таблица № 2 Определение скорости диффузии в жидкости.
Таблица № 3 Определение скорости диффузии в газах.
Как можно ускорить диффузию в твердых телах?
(увеличить температуру)
Учитель:
Такой опыт в 1896 году выполнил английский металлург Робертс-Остен. Он прижал друг к другу золотой диск и свинцовый цилиндр и поместил их на 10 дней в печь, где поддерживалась температура 200 °С. Когда печь открыли, разъединить диск и цилиндр оказалось невозможно. За счет диффузии золото и свинец буквально "проросли" друг в друга.
Вот мы и подходим к разгадке этрусских мастеров. Попробуйте объяснить, как же удавалось этрусским мастерам соединять медь и золото в своих украшениях?
(Обсуждение учащихся)
Учитель:
Действительно, мастерам из далекого прошлого помогла диффузия. Искусство грануляции, достигшее высокого уровня в древнем мире, около 1000 года н. э. было забыто. Только в XIX веке были сделаны попытки выяснить технику грануляции, но они не дали результатов. Тайну удалось открыть лишь намного позже – в 1933 году. Раньше никто не мог объяснить, как золотых дел мастера в древности припаивали золотые крупинки к меди, не расплавляя их при этом. Технология оказалась довольно сложной. Золотые шарики особым способом приклеивали к папирусу, который затем накладывали на медную основу и постепенно нагревали. При температуре 890 градусов шарики припаивались, так как при нагревании меди в контакте с золотом их общая температура плавления ниже, чем при нагревании каждого металла в отдельности. В этом и заключается секрет припаивания золота к меди.
Таблица № 4.
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. |
|
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание: параграфы 9,10.