Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Организация здоровьесберегающей работы в школе

Дата публикации: 2019-01-10 19:02:16
Статью разместил(а):
Черноталова Галина Викторовна

Организация здоровьесберегающей работы в школе как условие сохранения и укрепления  психофизиологического здоровья участников образовательного процесса

Автор: Черноталова Галина Викторовна

МКОУ «Спицынская ООШ», с. Спицыно, Шатровский район, Курганская область

 

Почему в условиях реализации ФГОС необходимо уделять внимание сохранению здоровья? 

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентира - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья обучающихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья обучающихся и педагогов.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Давно сложившийся традиционный метод организа­ции школьного образования не учитывает необходи­мости решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и, более того, способствует ее усугублению. Поэтому в последнее время педагога­ми и   администрацией  школы  ведется активный поиск здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.

Понимая свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие нового поколения коллектив МКОУ «Спицынская ООШ» в программе развития ставит цель: обеспечить целенаправленность и организованность процессов совместных действий всех участников образовательного процесса по сохранению здоровья детей и подростков, по воспитанию и формированию у них здорового образа жизни. Проведённое анкетирование показало, что 68% родителей хотят, чтобы в  школе  проводилась  работа по сохранению и укреплению здоровья. 92% обучающихся хотят, чтобы в школе имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности.

По результатам медицинского осмотра, проводимого фельдшерами ФАП и врачами ЦРБ по школе 37,9% здоровых детей, 12,1% имеют 2 и более заболеваний. В спецмедгруппу отнесён 2 обучающихся, в подготовительную - 6, в основную - 46.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.  Организация учебного процесса строится с учётом  соблюдения гигиенических   норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся. При составлении расписания использованы санитарно эпидемиологические правила и нормативы. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей в первом классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. 

В обучении и воспитании детей педагоги используют здоровьесберегающие технологии (игровые технологии в 1-5 классах, личностно-ориентированное  обучение, уровневая дифференциация обучения, метод проектов), создают на занятиях благоприятный психологический климат.

Кроме перечисленных для снятия эмоционального и физического напряжения на уроках проводятся физминутки. Для снятия напряжения зрения применяется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием для профилактики утомления.  Большое внимание уделяется на уроках правильной осанке. На переменах ребята играют в различные малоподвижные игры, это развивает двигательную активность. Большую роль играет проветривание кабинета, озеленение кабинета создает положительный фон, тепло и уют. Все обучающиеся питаются в школьной столовой: охват двухразовым горячим питанием составляет 100%.

Для обеспечения необходимого объёма двигательной активности в школьную систему физического воспитания включены различные формы физкультурно-оздоровительной работы: уроки физической культуры (3 часа в неделю, начиная с первого класса), подвижные перемены, динамическая пауза в 1 классе, общешкольные спортивные мероприятия, спортивные часы в ГПД, спортивная секция.

Ежегодно в летний период проводится оздоровление обучающихся в лагере дневного пребывания в школе (до 40чел.), а также в загородных лагерях и санаториях. Всеми видами оздоровления охвачено около 88% детей.

Большая роль отводится просветительско-воспитательной работе обучающихся и родителей. В течение года  проводятся  различные классные часы, которые включают  в себя беседы, викторины, спортивные состязания все это направленно на укрепление здоровья.   Так же проводятся  беседы о  пагубности вредных привычек  на растущий организм, на внимание и память ребенка.  (традиционны мероприятием стал «Марафон здоровья»)

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо сотрудничество с родителями. Для родителей  ежегодно планируем  ряд лекций по сохранению и укреплению здоровья; информируем родителей о соответствии физических параметров и особенностей детей их возрасту; через классные родительские коллективы формируем заинтересованность отношения к своему здоровью. Обязательными и традиционными стали совместные спортивные соревнования, походы, дни здоровья.

Результатом работы по здоровьесбережению является сокращение пропусков уроков обучающимися по болезни.

В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

 Исходя из этого, можно сделать выводы, насколько здесь важна роль физической культуры, в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Физическая культура - это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь